Ася Феоктистова представила «хрупкие трансформации», меняющие смысл происходящего

«Природа пребывает внутри нас». Этой цитатой Поля Сезанна предваряется вступительное слово к выставке со сложным и красноречивым названием «Хрупкие трансформации, решительно меняющие смысл происходящего», открывшейся в подмосковном арт-центре Гридчинхолл. На огромных полотнах художница Ася Феоктистова по-сезанновски динамично изображает увядающие цветы. Причем, лепестки запечатлены так близко, что напоминают макросъемку. Под «лупой» оказывается, что в них скрыты целые сюжеты.

В Подмосковье на выставке битву добра и зла показали с макроприближением

 

В них то видится драматичная битва демонов с ангелами, то корабль, что вот-вот разобьется о скалы, то пророк, вокруг которого собираются последователи, то безликие призраки, то настоящая стратосфера, из которой мы смотрим на парящие облака. При макроприближении умирающая природа переживает неожиданные трансформации, вглядывание в которые, по идее автора, должны помочь зрителям разобраться в собственной природе.

– Мы не ценим мгновение и красоту, а моя серия возвращает к ощущению вечности и божественности природы, – рассказывает Ася Феоктистова. – Надо ценить моменты и гармонию, только тогда мир изменится и перестанет убивать себя.

Идея выставки зародилась у автора во время пандемии, которую Феоктистова провела в Крыму. В один из дождливых дней Ася смотрела на увядающий букет альстрёмерий и представила среди опавших лепестков маленького человечка. А потом родился и целый мир, наполненный своими бурными событиями, которые разворачиваются около цветка.

Художница долго вынашивала идею о трансформации чего-то хрупкого и проходящего в монументальное и глобальное. В итоге всего за две недели она написала в Гридчинхолле серию масштабных полотен высотой по 3-4 метра.

В Подмосковье на выставке битву добра и зла показали с макроприближением

У каждого сюжета – свое настроение и эмоция. В каждом зритель видит что-то свое. Многие на открытии выставки играли в ассоциации, рассказывая друг другу, что угадывает их сознание в почти абстрактной экспрессии динамичных мазков. Феоктистова так и задумывала свои «Хрупкие трансформации» – как «портал» из привычного в философское.

– При приближении лепестки принимают совсем другие формы: одну из картин я назвала «Старинная битва», она отсылает к теме борьбы добра и зла. Куратор моей выставки Ирина Горлова сравнивает ее с батальными сценами Тинторетто. Совсем другое настроение у этой работы (показывает на полотно за своей спиной. – Авт.) – она легкая и воздушная, она о безвременье. На соседнем холсте – ночные нарциссы, они ассоциируется у меня с хрупкостью. Все они получились очень разные – по эмоциональному содержанию и характеру.

В Подмосковье на выставке битву добра и зла показали с макроприближением

Смысл всего проекта как раз в рассматривании, в поиске своих ассоциаций: так человек погружается в себя и видит нечто новое – другое, – говорит художница.

Своеобразным ритуалом для погружения в «хрупкие трансформации» становится проговаривание длинного название выставки. Действительно, подход автора «решительно меняет смысл происходящего». И эту фразу стоит отнести не только к играм разума и фантазии, который переживаешь, разглядывая картины, а к самому методу – всматривания в привычное так, чтобы разглядеть главное.

Цветы обычно воспринимаются как нечто безусловно красивое, при этом конечное. Рано или поздно букет увянет. Но запечатленное на холсте умирание превращает этот процесс в неисчерпаемую бесконечную философскую историю о жизни и смерти, гармонии и дисбалансе. Через поиск своего видения экспрессивных картин зритель приходит к пониманию чего-то и о себе, о мире.

В Подмосковье на выставке битву добра и зла показали с макроприближением

Хрупкое становится монументальным, незначительное – глобальным, ускользающее – вечным. Одна из работ называется «Случайно увиденное», а другая «Хрупкость бытия», и оба заголовка становятся своеобразными тезисами для всей идеи выставки, где мы, кажется, подсматриваем за потаенной жизнью Вселенной.

Источник: www.mk.ru